Главная » 2018 » Май » 30 » Сергей Оганесян: У Агентства по энергетике нет реальных рычагов воздействия на ситуацию в отрасли
22:59
Сергей Оганесян: У Агентства по энергетике нет реальных рычагов воздействия на ситуацию в отрасли
Вчера профсоюзные лидеры нефтегазовой отрасли страны встретились с руководителем Федерального агентства по энергетике Сергеем Оганесяном. Встреча состоялась в зале заседаний Исполкома ФНПР. Руководитель Агентства выступил перед участниками расширенного заседания президиума Нефтегазстройпрофсоюза РФ с сообщением о состоянии и перспективах развития нефтяной и газовой промышленности, а также ответил на вопросы собравшихся. Диалог получился откровенным.
 
С. Оганесян рассказал о тех изменениях в условиях работы отрасли, которые произошли в результате реформы госуправления. Агентство, возникшее на «развалинах» Минэнерго и нацеленное на оперативное взаимодействие с компаниями, а также на управление госпакетами акций этих компаний, в общем-то, владеет ситуацией. Однако реальных рычагов воздействия на эту ситуацию оно не имеет. В активе - только рекомендации и советы. Более того, как признался С. Оганесян, его попытки, скажем, повлиять на ценовую политику компаний, согласно установленным сверху правилам, наказуемы.
 
Вместе с тем, так называемая свобода предпринимательства и рынка, кроме естественных позитивных результатов, порождает и хаос… Положение в отрасли не улучшается, а, напротив, усугубляется. Особенно, если оценивать его в перспективном плане. Снимая «сливки» с богатых, доступных месторождений, в предшествующие пять лет нефтяные компании, например, обеспечивали рост добычи на 8-9%. Но такие темпы поддерживать уже невозможно, ведь эти месторождения не бездонны! В текущем году рост добычи нефти не превысит 3-5%.
 
В Западной Сибири простаивает 50% фонда скважин. Налоговые условия делают их эксплуатацию нерентабельной для компаний. К слову, попутный газ как горел прежде в факелах, так и сжигается по сей день. Ни Минтопэнерго, ни Минэнерго благоприятных экономических условий для полезного использования попутного газа не создали. Сделает ли это нынешнее Минпромэнерго - большой вопрос.
 
Ресурсная база неуклонно сокращается. В последние 10 лет практически не открывались крупные месторождения. Благо, наконец-то, нефтяные компании приступили к геологоразведке таких «белых пятен» на карте нефтеносных провинций, как Восточная Сибирь и Якутия.
 
Остро стоят проблемы развития нефтепереработки, причем не в количественном, а в качественном плане. Потому что в целом бензина, масел и мазута хватает, а вот глубина переработки отстает: у нас она застыла на показателе в 70%, тогда как в западных странах достигла 90%. А в нефтехимическом производстве просто провал. Позорным явлением остается постоянная закупка жизненно важных для отрасли компонентов за рубежом. Никто это производство в стране вообще не курирует. При таком уровне и такой направленности развития грешно говорить о скором вступлении во Всемирную торговую организацию. Даже такая, слывущая передовой отрасль, как нефтегазовая, окажется неконкурентоспособной (с точки зрения не сырья, а производимой ею продукции).
 
В отрасли, давно претендующей на роль локомотива в отечественной экономике, хорошо понимают, что не может и не должна страна жить и развиваться только за счет сырьевой базы. Понимают ли это в правительстве, которому Агентство по энергетике то и дело направляет различные записки? Нефтехимическое производство просто-напросто надо реанимировать. Для этого, считает Сергей Оганесян, следовало бы воссоздать структуру типа Нефтехимпрома.
 
Между прочим, данную позицию разделяет и председатель Россовета Нефтегазстройпрофсоюза Лев Миронов, о чем он заявил на встрече. И это целесообразно сделать не из каких-то пресловутых ведомственных интересов, а именно из государственных. Столь ответственной и сложной промышленностью должен руководить настоящий отраслевой штаб, обладающий реальными рычагами управления. Кроме того, по мнению Л. Миронова, следовало бы возродить и Министерство труда - структуру, которая остается в чести в развитых странах и от которой мы по необъяснимым причинам отказались.
 
В чем еще «сошлись» руководители отрасли и отраслевого профсоюза, так это в признании неразрывности связи экономической эффективности производства и своевременного и основательного решения назревших социальных вопросов. Причем, как при благоприятной внешней конъюнктуре, так и в сложных обстоятельствах. В любом случае публичная оценка и коллективное обсуждение реальной ситуации - только на пользу. В этом плане положительным фактором является сама готовность руководителя Федерального агентства по энергетике информировать профсоюзных лидеров об истинном положении дел. А такой откровенный диалог на уровне отрасли неизбежно будет оказывать положительное влияние на развитие социального партнерства непосредственно в компаниях и на предприятиях.
 
Просмотров: 292 | Добавил: tranexbu1986 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0